Детская обидчивость
Справиться с данной болезненной реакцией довольно сложно.
Ни в коем случае не отмахивайтесь от детских обид, как от какой-то глупости, которая не заслуживает вашего "взрослого" внимания. Хорошо уже то, что между вами и малышом установились до такой степени доверительные взаимоотношения, что он рассказывает вам о своих тревогах. Поверьте, такое происходит не в каждой семье.
Не высмеивайте его чувства, даже легкая снисходительная усмешка может в несколько раз усилить горечь от нанесенной обиды. Стараясь ободрить малыша улыбкой, в действительности вы демонстрируете ему полное непонимание серьезности его переживаний. А ведь как раз за поддержкой и пониманием он к вам и обратился.
Разумеется, это вовсе не значит, что любую обиду нужно любовно разбирать, обсуждать и анализировать часами, ни в коем случае! С особым вниманием выслушав малыша и выразив свои сочувствие и понимание, смените тему на более приятную, для того чтобы не развить в нем привычку часами "плакаться в жилетку" или такую неприятную черту, как мстительность.
Характерной чертой детской психики является легкость, с которой они забывают обиды и огорчения. И, если вы видите, что малыш успокоился, переключился на что-либо другое, лучше не напоминать ему о неприятной ситуации вопросами вида "Ну как, все в порядке?" Это будет равносильно тому, если вы разбудите спящего человека, для того чтобы напомнить ему, что он забыл выпить снотворное перед сном.
В большинстве случаев, обижаться склонны дети с заниженной самооценкой и по этой причине, главное, что должны делать родители - всегда показывать малышу, что он любим ими такой, какой он есть, не за какие-то успехи или заслуги, а просто так. Несмотря на то, что в психологии это называется "безусловная любовь", довольно сложно представить себе, что настоящая любовь может быть другой.
Если вы спросите у своего обиженного школьника, что бы он сделал со своим обидчиком, если бы он был всемогущим волшебником, то, возможно, услышите что-то вроде "побить, посадить в тюрьму", и это еще не самые жестокие варианты, которые порой предлагает обиженный малыш.
Для того чтобы разрушить уже сформировавшуюся у малыша логическую связь "обида-мщение", образ "врага" в его сознании следует понемногу трансформировать. Вначале можно предложить малышу попробовать найти в его обидчике что-то смешное. После этого - попытаться отыскать во враге какую-то черту, которая вызывает жалость. С этим заданием дети младшего школьного возраста справляются немного хуже, чем более старшие школьники, т. к. умение сопереживать у маленьких детей почти отсутствует и формируется уже с возрастом.
Для облегчения выполнения данной задачи можно напомнить малышу, что необоснованная, неоправданная агрессия - это, как правило, признак защиты, и следовательно, обидчик пытается своими действиями уровнять ваши состояния, пытаясь вызвать в тебе чувства страха, унижения или тревоги. Следующий шаг - найти в своем враге то, может вызвать симпатию. При появлении трудностей на этом этапе, не лишним будет напомнить о том, что не бывает людей, созданных из одних недостатков.
И, в конце концов, последнее - постараться увидеть себя глазами обидчика, понять, по какой причине этот человек решил, что тебя можно обидеть. В таких случаях сами родители также способны проанализировать, не программируют ли они малыша на роль жертвы, не задают ли своим отношением некоторый сценарий его общения с окружающим миром. Если в семье царит неуважительное или пренебрежительное отношение к личности малыша, к его детским проблемам и нуждам, то как раз такого отношения и будет ждать малыш от других людей, инстинктивно сводя каждую ситуацию общения к привычной ему модели.
Известно, что детская обидчивость не вырастает просто так на пустом месте, ее корни - в особенностях воспитания ребенка. И если мы хотим, чтобы наш малыш в будущем стал успешным и благополучным, наша задача укрепить в нем уверенность в том, что он, так же, как и все люди, достоин уважения и любви.
Эту статью находят по словам:: воспитание ребенка, детская обида, детская психика, детские обиды, заниженная самооценка